понедельник, октября 08, 2012

Время без героя

Недавно заметила за собой привычку начинать множество своих фраз ( заметок, писем, размышлений, рассказов) со слов "я не знаю". Очень антично получается: я знаю, что ничего не знаю. ( перефразируя античную мудрость, "я знаю, что я не знаю"). И покажите мне человека, который знает больше?
Создается ощущение, что я как бы оставляю место для второго мнения, что сама с собой не до конца согласна...
Вчера поехали смотреть духless. Воскресенье вечер, почти полный зал, зрители хохочут. А сюжет таков, что непонятно: они сейчас так свое сочувствие к герою высказывают, или это сарказм и недоумение.
Выйдя из зала, я шла молча. В голове крутилась излюбленная прабабушкина фраза "хорошо дурить, когда деньги есть". тишина. Вышли на улицу, загрузились в машину, по дороге к парковке Саша прикурил сигарету, по-обычному так, как все люди вне экрана. Я подумала о том, как красиво киношники во всем мире подают этот простой ритуал. Шорох пачки, щелчок, треск тлеющего табака, грубые мужские руки и трехдневная небритость на втянувшихся щеках. Ну что, уже представили? Я тоже.
"Херь какая-то",- вот, собственно, первая фраза, которую я произнесла, сев на захламленный диван серебристой "примеры". Сашка ответила что-то вроде " ну да" и мы поехали.
Может и херь, но я думаю о ней вот уже второй день подряд. Сказать честно? - 99 франков на меня такого впечатления не оказали. Посмотрела да и ладно. Нет, ну задумалась конечно, но... А тут русская версия, почти плагиат, разве что мальчик не копирайтер, а банковский клерк, да и мордашка посмазливей. Может в мордашке дело? Может. А может и нет.

Что заставляет нас из раза в раз идти и смотреть на прожигателя жизни в дорогом костюме, на его перерождение из высокооплачиваемого подонка в высокоморального гражданина с семейными ценностями?
Молодой парень пытается найти в этом герое кусочек себя- удостовериться, что он такой же лакомый кусочек для разодетых в меха губастых красоток из светской хроники. Вот Пашка уже сказал, что он с Данилой Козловским одного типажа. И сказал это так уверенно, что его здравомыслящая девушка тоже в это поверила. Впрочем, поспорить сложно - его тоже любят и нимфетки, и карьеристки, и престарелые пантеры, и даже геи. Так что знает Павел, о чем говорит. Осталось ему только матерящуюся Машу Кожевникову посреди леса в вечернем платье из машины выбросить - и ему тоже будут апплодировать на весь зал и кричать "крассава!"
Девушка пойдет на этот фильм, потому что модно, потому что "будут все" и потому что мальчик в главной роли красивый. А потом будут отождествлять себя с главной героиней, рваться спасать безнадежных подонков,
высказывать им свою точку зрения, перевоспитывать, когда их об этом не просили и еще три месяца после рыдать в подушку и недоумевать, что же они не так сделали.


Взрослый адекватный мужчина, выйдя из зала, вероятнее всего скажет что-то вроде "кинули балбеса, и поделом - нечего с большими дядями цепляться, пока не дорос". Отойдет десять метров - и забудет что смотрел.

Его жена сочтет нужным вообще никак не комментировать два чесе потраченного впустую времени - и весело болтая отправится в ближайший бар выпить по бокалу пива с жаренными кальмарами, в компании с благоверным и второй такой же парой.
Если мужику "за сорок" эта картина понравилась - у него скорее всего седина в бороду и бес в ребро.

Распахнутой белой рубахой, изляпанной джэкдэниелсом наш народ уже не удивить, равно как и трансвеститами, сценами из клубной жизни, голыми попами и дизайнерской мебелью.
А вот революционерка в очках Chanel - это интересно. И очечки кстати не фэйк - уж очень дорого и неожиданно они выглядят на фоне студмопеда, бершкиных джинсов и потертой кожаной курточки.

Впрочем, и это не главное. Главное - это конфликт между прожигателями жизни и ее псевдоспасителями. "Люди, не спускайте свою жизнь в унитаз". "Да ты что, не понимаешь, что наша страна превращается в какое-то вообще тоталитарное государство?.." И мое любимое, картина маслом: стоит арава красноглазых индивидуумов с мегафонами и кричит "мы не стадо! Мы не стадо". Спасибо большое режиссеру и сценаристу за эту наглядную иллюстрацию, которая коротко и ясно дает понять больше, чем любой монолог, диалог или полилог в ток-шоу журналиста Соловьева.

Как-то невесело становится, когда смотришь на этих слепо верящих, горящих идеей людей, которым нечего терять, когда они с криком бегут на баррикады и провозглашают новое время. Чтобы самим же превратить его в точь-в-точь такое же, как старое. Только в нем, или их детям уже обязательно будет что терять, и они очень сильно будут этому сопротивляться.

И они тоже будут травить на оппонентов людей с дубинками, а те будут под них - дубинки - подставляться, потому как "революции нужны мученики, а не идиоты".
Ох, не быть мне декабристкой - размышляю, как будто мне лет, как Гендальфу, только бороды нехватает (тьфу-тьфу-тьфу).
В общем, финал картины меня разочаровал - я уже приготовилась расстраиваться, а тут... Впрочем, абсолютно счастливый человек в куче мусора на свалке - это прикольно. Но как-то не поверилось.


Мой любимый Сноб назвал Данилу Козловского внятным героем смутного времени. Хотя герой не настолько и внятный, да и время не такое смутное. Наоборот все стало как-то не по-геройски в наши дни. Мы живем в очень странное время - Тэккерей когда-то написал роман без героя, а наш удел - это время без героя. И никакой супермен тут не поможет...


А это маленький бонус о том, как делать деньги на ровном месте:

Комментариев нет:

Отправить комментарий